Выставка трех художниковС 5 июня атриум здания «Кантри Парк II» украшают работы трех художников, с одним из которых пообщался журнал КПТ. Сурен Мкртичян (Суро) рассказал об этом творческом трио, своей галерее на Чистых прудах о том, почему полюбил советский реализм.
Суро, вы неоднократно выставлялись втроем. Расскажите о вашем творческом союзе. Мы познакомились четверть века назад. На одном вернисаже я увидел самобытных художников с уникальным творческим почерком. С тех пор дружим. Жизнь раскидала по разным странам. Я живу в Москве, Айк – в Швейцарии, Наири работает во Франции. Они живые, искренние мастера, идущие своим путем несмотря ни на что. Сегодня это дорогого стоит. Мы часто выставляемся вместе – у меня в галерее или на других площадках. Наши работы подчеркивают индивидуальность каждого. Следующая экспозиция будет в сентябре в ЦДХ. Какие черты единомышленников выделите? Айк чрезвычайно эмоционален, Наири обладает удивительно тонким вкусом. Нас роднит желание работать по велению сердца, а не на продажу. Для меня они некий камертон – оцениваю свои картины на фоне их творчества. В вашем доме на Чистых Прудах действует галерея. Расскажите о ней. Меня приятно удивила царящая там домашняя атмосфера. Большая редкость по нынешним временам. Это галерея при моей мастерской, своего рода творческая лаборатория. Создана для того, чтобы не зависеть от галеристов, которые диктуют свои условия: сегодня пиши одно, завтра другое. Тут художники могут показать новые работы, увидеть реакцию публики, сравнить себя с коллегами. Мне нравится, что здесь живет дух творчества, картины разговаривают со зрителем. Любое полотно можно повесить, не потеряется. Мы приглашаем живописцев, разделяющих наши принципы. Каждый из них имеет свое творческое лицо. Как долго существует галерея? Около восьми лет. Помимо выставок проводим музыкальные вечера. В Москве, большом городе, люди разобщены, а здесь есть возможность общаться. Что вас как художника волнует сегодня? Мои работы очень эмоциональные. Знаете, что в творчестве главное? Неважно, что изображено. Сюрреализм, импрессионизм, абстракционизм – любое направление интересно. Картину картиной делает энергия, которая проникает в холст через кисть художника. Почему одни произведения забываются, стоит выйти из зала, а другие цепляют навсегда? Дух. Есть в этом какое-то колдовство. Если картину Рембрандта замазать сажей, она все равно будет узнаваемой, энергетика пробьется. Из примитивистов мне очень нравится француз Анри Руссо. На его «Спящую цыганку» могу смотреть годами. А в последнее время зацепил хороший соцреализм. Тогда люди были более грамотными и честными. Многие же сегодняшние художники пишут в угоду вкусам публики. За красивыми словами об искусстве – полная творческая пустота. Я обхожусь без эскизов. Идешь от замысла, первоначального сюжета, в процессе что-то добавляется. Движешься на ощупь. Любой штрих должен быть оправдан, любая царапина. Если картина сложилась – большое счастье, а если она понравилась зрителю – вдвойне. Поэтому вам повторы не нравятся – они мертвые? Люди годами занимаются ремесленничеством, противнее ничего нет. Почему я полюбил соцреализм? Искусство переживает подъем в периоды расцвета империй. Возьмите Древнюю Грецию. Произведения той поры поражают техникой, красотой и простотой. С падением империи творческий потенциал угасал. И чем дальше, тем хуже. Лучшие образцы архаической эпохи словно горят изнутри. Как тогда добивались такого эффекта? Давно уже нет Советского Союза, но художники предпочитают переписывать других вместо того, чтобы искать свою манеру. Не хватает воли идти до конца, как это делали Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Пикассо. Это касается не только живописи – в музыке, кинематографе то же самое. Такова наша общая беда. Доходит до того, что некоторые «умельцы» открывают изображение в интернете, списывают и выдают за свое. Мои работы могут быть неправильными, зато они искренние. Я честен перед собой. Сурен Мкртичян (Суро) Выпускник Художественной школы имени Коджаяна и Художественно-театрального института Еревана (1971-1977). В 1985 году вступил в Московский союз художников. Позади ряд персональных выставок в Москве и Европе. По мнению обозревателей журнала Art Council, живописный триптих «Цирцея» вошел в число лучших работ «Арт-Манежа – 2011». Наири Григорян Родился в 1968 году в Ереване. В 1987-м окончил Ереванское художественное училище. В 1993-м окончил Ереванский художественно-театральный институт. С 1994 года – член Международной федерации художников при ЮНЕСКО. Член творческой группы «Арт Перекресток». Живет и работает в Париже. Айк Месропян Родился в 1967 году в Ереване. Выпускник Ереванского художественного училища (1983-1987). С 1994 года – член Международной федерации художников при ЮНЕСКО. Работы находятся в частных коллекциях в России, Швейцарии, США, Франции, Германии. 16.06.2014 |