Петр Подгородецкий: «Сейчас я в блюзовом возрасте»На прошлой неделе в конгресс-холе «Кантри Парка III» состоялся концерт пианиста легендарной «Машины времени», автора культовой песни «Поворот» Петра Подгородецкого. В преддверии концерта в Кантри Парке артист дал интервью журналу КПТ.
Вы стояли у истоков отечественного рока, играли со многими именитыми музыкантами. Иосиф Кобзон называет вас лучшим инструменталистом из всех, с кем работал. Меняетесь как профессионал?
В нашей стране тяжело меняться, поскольку к этому не очень готова публика. Конечно, невозможно все время исполнять песни «Машины времени», даже если они написаны тобой. Но приходится – именно их и ждут. Однако никто не мешает включать в репертуар музыку, которой сопереживаешь сегодня. Играем такие композиции для души. Это блюзы? Да. Возраст теперь блюзовый, уже не рок-н-ролльный. (Смеется.) Кто из блюзменов нравится сегодня? В Америке полно прекрасных блюзовых музыкантов. Всех и не перечислишь. Несколько лет назад у меня увели альбом изумительного гитариста. Не вспомню сейчас его имени, но мастер сильный. Вообще завидую гитаристам. Жаль, не владею этим инструментом, иначе играл бы блюзы именно на нем. Рояль не передает тонкости? Некоторые фишечки на клавишах не сделаешь, они чисто гитарные. К тому же у гитаристов много примочек, специальных эффектов: педали, квакушечки. Это все очень вкусно. Какую гитару предпочли бы? Gibson все-таки. Люблю его жирный звук. Или Paul Reed Smith. Великие инструменты. Ежегодно выходят новые модели, но все ищут гитары 1950-60-х годов выпуска. Аналогичная история с усилителями. Фетиш, конечно, но оправданный. Тянется за старыми инструментами особая аура. Это, мол, то самое, подлинное. Хотя, если устроить слепой тест, вряд ли кто-нибудь найдет разницу в звучании между древним «Маршаллом» и его современным «потомком». А вообще раньше и жизнь была лучше, и трава зеленее. Я хотел бы скинуть лет 30-40, да приходится жить с тем, что есть. Но музыка и впрямь раньше была лучше. Думаю, все взаимосвязано. Если ничего хорошего нет в жизни, не будет и в искусстве. В 90-е годы произошел всплеск, а сейчас глухо. Это касается не только музыки, но и литературы, театра. Раньше мы с «Машиной» могли приехать в любую деревню и обсудить с местными последний альбом Deep Purple. Время было удивительное. Читали Пастернака, Солженицына, Булгакова, хотя в магазинах их книги не продавались. Вот мы сейчас сидим с тобой и смотрим чемпионат мира по легкой атлетике. Лето. В Москву приехали лучшие мировые спортсмены. Событие! А трибуны пустые. Народ стал прагматичный, циничный. Главная национальная идея – срубить бабла. Что-то настоящее уходит из людей. Почему? Все идет от потребностей государства. Видимо, власти выгодно, что мы превращаемся в нелюдей. Добивает бескультурье. Когда-то считалось долгом отдать ребенка в музыкальную школу. Это была внутренняя потребность человека, а не обязаловка. Сейчас истинную культуру заменили ряженые казаки с медальками из фольги. Возьми те же корпоративы. Еще недавно звали попсу из телевизора, а сейчас нас, старичков. Мы еще живые. От самих людей тоже многое зависит… Люди не настолько умны, чтобы понимать, что от них что-то зависит. Как скажет Первый канал, так и будет. Я по ящику давно ничего не смотрю, кроме спорта. Единственное, что осталось из настоящего. Не возникает желания выйти на Болотную? Какой смысл? Управлять страной должны порядочные люди, а таковых сейчас очень мало. И во власть они не пойдут под страхом расстрела. Это такое дерьмо. Не за кем идти? Абсолютно. Одни других стоят. Нам, музыкантам, лучше на сцене себя показывать. На политику я давно положил. Положил Петр Иванович не только на политику, но и на радио с телевидением, где в нулевые годы вел авторские программы. Его увольнение с радиостанции «Серебряный дождь» наделало много шуму. Сам Подгородецкий говорит, что тогда в эфире немного похулиганил. Гость студии Вадим Степанцов, поэт, музыкант, создатель группы «Бахыт-Компот», прочел стихотворение «История с гимном», полностью состоящее из мата. По мнению автора программы, это не базарная ругань, а высокохудожественное произведение. Тем не менее всей команде указали на дверь. На телевидении Подгородецкий делал передачу «История сбитого летчика»; она шла в записи, и у начальства была возможность лишнее вырезать. После случая на «Серебряном дожде» на радио совсем не тянет? Никакого радио и телевидения. Сегодня это неинтересно. Стоило мне выйти за рамки формата, меня тут же выгнали. Ненавижу рамки. Я ушел отовсюду, где есть начальство. Теперь сам решаю, что играть и как. Себе я доверяю больше. Философская получается беседа. Грустная. В Сети посмотришь ваши интервью – все больше о сексе и рок-н-ролле. О сексе и рок-н-ролле надоело. О наркотиках тоже. Обычно все спрашивают про бурное прошлое, особенно интересуют наркотики, будто других тем нет. Я сейчас выпроваживаю с такими вопросами. Читайте мою книгу – там все написано. Книга Подгородецкого «Машина с евреями», где честно рассказано о лихих рок-н-ролльных годах, привела в шок бывших коллег. Есть там и глава о наркотиках, на которые автор, по собственному признанию, тратил значительную часть гонораров, а в 90-е «Машине времени» платили прилично. Но затем с кокаином было покончено. «Просто я не люблю от чего-либо зависеть», – объясняет музыкант. Из книги «Машина с евреями»: «Постоянное употребление травы, особенно в поездках по Средней Азии (а нас очень любили в тех местах), не добавляло качества музыке «Воскресения». Как-то раз в Ташкенте, в гостинице «Узбекистан», мне позвонил наш звукорежиссер Игорь Новиков и пригласил зайти к нему в номер. Я ответил в том смысле, что забью утренний косяк и приду, на что он вежливо, но строго попросил прийти немедленно. «Помнишь ли ты вчерашний концерт?» — спросил Игорь. Я сказал, что помню и что все было классно сыграно и спето. В ответ он включил сделанную им с пульта запись того, что происходило в зале. Услышанное повергло меня в ужас. Каждый музыкант играл сам по себе, в своем собственном кайфе. Ансамбля не было абсолютно никакого. После этого я бросил курить план, во всяком случае до концерта. Справедливости ради отмечу, что зрителям, приходившим на наши концерты в Ташкенте, «Воскресение» очень нравилось, поскольку подавляющая их часть тоже была обкурена, обдолбана или обжевана». Ваша книга «Машина с евреями» стала бестселлером. Вскоре вышла еще одна, о путешествиях. Последняя страсть? Путешествую для себя. Книгу я писать не собирался, но насело издательство. Давай, мол, первая хорошо пошла. С моим зрением литературный процесс малосовместим, обычно наговариваю на диктофон. Какие страны любите? Сейчас нравится Испания, раньше – Таиланд. Когда открываешь для себя новую страну, стараешься больше узнать о ее культуре, истории. Так и цепляет. Каждое место чем-то привлекает. Удивительна Юго-Восточная Азия – совершенно другой мир по идеологии, религии. Европа ассоциируется с многовековыми традициями. По-своему интересна Америка. И в России есть прекрасные места. Но поражает пренебрежение к традициям, культуре. Разве у нас встретишь бар со столетней историей? А где-нибудь в Лондоне их не перечесть. А как такой может появиться в России, если к тебе заявится владелец в погонах и поднимет арендную плату? На твое место придет другой, и с ним станется то же самое. Еще известный персонаж из фильма «Чапаев» говорил: «Белые придут – грабят. Красные придут – грабят. Куда же крестьянину податься?» Законы как не работали, так и не работают. При советской власти в этом смысле даже лучше было. Вы неоднократно говорили, что за рубежом играть интереснее. Часто выступаете, когда путешествуете? Хожу по блюзовым клубам и барам, где можно поджемовать с хорошими музыкантами. Обычно под такие мероприятия выделяют несколько дней в неделю. Эти концерты приносят истинное удовольствие. О деньгах речь не идет. Просто так приходите и выступаете? Заранее сообщаю свои данные: Петр, из Москвы, клавишник. Когда объявляют, выхожу на сцену. Местные только рады. Чем круче музыкант, тем меньше у него понтов. В московских клубах тоже есть джемовые дни… Культурный уровень наших музыкантов настолько упал, что совместная игра скорее разочаровывает. Соло еще могут исполнить, но в ансамбле играть мало кто умеет. Все солисты. А с кем приятно работать? С американцами. В Штатах культура игры в ансамбле прививается с детства. А как может быть иначе, если в любой школе есть джазовый оркестр. Почти каждый американец владеет минимум одним музыкальным инструментом. В свое время я был поражен их мастерством. Играем джем. Я переключаюсь на более мягкие тихие тембры. Партнеры в мгновение уходят на piano. Не надо даже поворачивать голову. У нас этого даже не заметят. Всем плевать, как ты играешь. Ненавижу наши джемы, это полная профанация. Заграничные выступления перетекали в серьезные студийные опыты? Однажды играли в Таиланде с американцами. Состав обалденный. Бывшая бэк-вокалистка Рэя Чарльза. Гитарист некогда выступал с юным Майклом Джексоном в The Jackson 5. Барабанщик работал на студии, где снимали все известные голливудские мультсериалы. Находиться с ними на одной сцене – кайф. Перед моим отъездом в Россию звукорежиссер подарил запись совместных выступлений. Сюрприз так сюрприз. Как их занесло в Таиланд? В Штатах так много замечательных музыкантов, что они разъезжаются по всему свету. Кто-то оседает в Европе, кто-то в Юго-Восточной Азии. У них спрашиваешь: «Почему вы при таком высоком уровне не в Америке?» Отвечают: «А что дома делать? Там одна попса вроде Бритни Спирс». Сегодня эти ребята – люди мира. Себя в определенной мере чувствую таким же. Только немного завидую, ведь американский паспорт позволяет им спокойно путешествовать, не думая о визах. Сегодня они в Малайзии, завтра в Китае, послезавтра в Сингапуре. В удовольствие играют джаз, рок-н-ролл, блюз. Блюз – грустная музыка? Сложно выразить суть музыки словами. Это состояние души. В каком-то смысле вечная молодость. Однажды я выступал с американцами, которые меня поначалу не восприняли всерьез. Дескать, какой блюз, ты же еще молодой… Мне тогда не было и 50. Лучше всего блюз чувствуешь с годами. 55, 60, 70 лет – возраст, когда ты можешь посмотреть на свою жизнь с иронией. 06.09.2013 |