В ОЖИДАНИИ «YESTERDAY»

В ОЖИДАНИИ «YESTERDAY»

Осень в Кантри Парке прошла под знаком авторской песни. Замечательного музыканта, продюсера, актера Алексея Иващенко КПТ увидел в непривычном ракурсе.

Он располагает к себе с первой минуты. Жизнелюбие, интеллигентность, мудрость – и поразительная энергичность, которой позавидуют 20-летние. К таким людям подходит эпитет «славный». Понятно, почему творчество Алексея Иващенко, как в составе легендарного дуэта «Иваси», так и сольное, приносит слушателям столько радости. Внутренний свет – его ведь не скроешь.

Продуценты

- «Лучшие барды планеты Земля», «гуру», «гении», «Стругацкие от музыки» – говорят об «Иваси» поклонники. Сильно?

- Ерунда. Вопрос вкуса. Кто-то предпочитает пироги, а кто-то – яблоки. Одни любят нас больше всего на свете, другие – Киркорова. Хотя сам я склонен обожествлять любимых музыкантов. Безоговорочно принимаю все, что производит на свет Пол Маккартни. Не владея итальянским языком, знаю наизусть практически все творения Паоло Конте. Заслушал его диски до дыр. Конте 76 лет. В июне я специально ездил в Вену на его выступление. Оказалось, через три дня там же играет Маккартни. Повезло – услышал живьем обоих.

- Сэр Пол бодр?

- Не то слово! Девять лет назад на концерте Маккартни в Питере мы пришли в поросячий восторг. И вот теперь – Вена, стадион на 50 тысяч зрителей. Где-то вдали, на маленькой сцене, появился крошечный, как муравейчик, человек, и заиграл на гитаре. Сначала я подумал: «Что за недоразумение?» Не звук, а доносящееся издалека бренчание. Но через несколько песен понял, что не в силах усидеть на месте. Шоу длилось 2 часа 45 минут. «Парнишка» в свои 71, в отличие от аккомпанирующих музыкантов, ни разу не покинул сцену. К концу концерта стадион стоял и визжал. И я стоял и визжал вместе со всеми. Потому что это – наивысший, топовый уровень.

- Помните, как открыли для себя The Beatles?

- Школьником услышал «Yesterday», «Michelle» и «Cant Buy Me Love». Почувствовал прилив новой, неизведанной энергии. «Yesterday» – великая вещь.

- Какая группа не надоест никогда?

- 10cc, которую люблю наравне с The Beatles и Queen, а по отдельным критериям ценю даже выше. Ребята опередили свое время, зародив основы музыки XXI века. Не могу спокойно их слушать, каждый раз внутренне ликую. 10сс – классический пример продуцентов, выражаясь языком биологии. Они производят новые музыкальные сущности.

- Со временем музыкальные вкусы меняются?

- Да, удивительным образом. Обнаруживаю внутри себя две противоположные тенденции. Первая – гораздо серьезнее отношусь к классике и лучше ее понимаю. Вторая, совершенно неожиданная, – я иначе, нежели 40 лет назад, воспринимаю Led Zeppelin. С куда большим удовольствием слушаю тяжелую музыку 1970-х. Тогда я, не будучи фанатом, не знал это направление. Мастера той поры в три-четыре инструмента играли так, как не снилось нынешним суперзвездам с кучей возможностей.

- Кого отметите из современных российских исполнителей под гитару?

- Есть самобытная молодежь. Юра Лобиков, внук Юрия Визбора, создает произведения, не похожие ни на что. Ему тесно в рамках любого жанра. Может придумать песню на трех аккордах, а может – акапельную оперу на 11 голосов по «Охоте на Снарка» Льюиса Кэррола. Где-то чересчур заумно, где-то – легко и блистательно, но это гигантская работа. Имена Паши Фахртдинова, Алины Симоновой, Ксении Полтевой, Гриши Данского, Никиты Дорофеева, Саши Щербины давно на слуху. Творчество Ромы Луговых из группы «Ромарио» известно меньше, между тем сегодня, на мой вкус, мало кто песни сочиняет лучше него. Интересно общаться с этими ребятами. Ведь кто-то должен написать «Yesterday».

- Какой диск стоит сейчас в плеере вашей машины?

- Альбом 10сс 1976 года «How Dare You!». Еще в последние дни часто слушаю «Зоологию» и «График» «Несчастного случая» – вскоре нам с Георгием Васильевым предстоит исполнить их на юбилее группы.

11.jpgav_2.jpg
 

Миф

- Дуэт «Иваси» давно не выступает, но по-прежнему почитаем народом. В чем секрет?

- В личности Георгия Леонардовича. Некоторые его черты здорово вдохновляют. Например, абсолютный, безальтернативный перфекционизм. Пока Васильев не добивается того, чтобы то, что он делает, стало, по его представлениям, лучшим в мире, он не останавливается. Иногда это мешает. Но перфекционизм изначально был главным принципом «Иваси». Репетировали бесконечно, доводя песни до идеала в нашем понимании. Энное их количество не соответствовало требованиям и потому кануло в Лету.

- Однажды вы обмолвились, что можете когда-нибудь воссоединиться, как Саймон и Гарфанкел. Пошутили?

- Мы не разделялись, продолжаем общаться. Но совместная концертная деятельность невозможна по объективным причинам. Каждый занимается другими делами. Сейчас, чтобы добиться прежнего уровня восприятия зрителями, работать необходимо в десять раз больше, однако на это нет времени. А миф, якобы «Иваси» удивительно играли на гитарах и прекрасно пели, и вовсе не выдерживает критики.

- Скромничаете.

- Сегодня так все играют на гитарах, а поют стократ лучше. Просто мы работали не покладая рук.

- Что скажете о своем сольнике 2012 года «Самый лучший в мире я»?

- Им я жил несколько последних лет. Кстати, уже сочинил ряд песен для нового альбома, который планирую выпустить осенью 2014-го.

- «Самый лучший в мире я» не перегружен выразительными средствами: только гитара и контрабас. Возвращаетесь к истокам?

- Конечно. Я убежден, что у такого инструмента, как гитара, есть еще множество перспектив.

- Зачем выкладываете на Youtube самодельные ролики на свои песни, которые называете видеоэкзерсисами? Потому что все равно не продадутся или потому что в России автору не заработать?

- Ради интереса. Да и не жаль. Это просто песенки, а не источник дохода. Не знаю, нова ли идея таких видео с аккордами, но скоро выпустим целый диск с ними. Продукт для родных, друзей и знакомых – в масштабах страны подобные вещи не востребованы.

18.jpg 

Недоучка

- Почему вы называете себя в первую очередь актером, а уж потом музыкантом?

- Актерство – профессия, за владение которой я отвечаю. Играю ли роль, озвучиваю ли, помогаю ли в режиссуре, предмет знаю досконально. Учился у величайшего педагога Сергея Федоровича Бондарчука. А в музыке я недоучка – бросил музыкальную школу.

- Артистическая карьера могла сложиться содержательнее?

- Наверное. Но мы оканчивали ВГИК в тот период, когда фильмов снималось крайне мало. В обойму попадали единицы. Из следующего выпуска успеха добилась только Ольга Кабо, а из однокурсников никто в профессии не реализовался.

- В удовольствие озвучиваете кино и мультики или это средство заработка?

- Удовольствие огромное! Занимаюсь озвучкой всю жизнь. С учетом мелких ролей и эпизодов больше 150 фильмов наберется. Мой голос можно услышать в самых неожиданных местах.
- Например? «Достучаться до небес» и «Пятый элемент» все прекрасно помнят.
- Я озвучил двух самых популярных актеров в мире – Амитабха Баччана и Митхуна Чакраборти. По опросам «Советского экрана» они с громадным преимуществом обогнали голливудских звезд. (Смеется.)

- Процесс становится более технологичным?

- Безусловно. Раньше было интереснее: четверо-пятеро актеров, глядя на экран, неоднократно разыгрывали сцену вместе с героями, пока не уложат текст должным образом. Нынче стоишь перед микрофоном один-одинешенек и ориентируешься только на собственные предположения, как отреагирует партнер в том или ином эпизоде. «Я люблю тебя!» – чмокаешь себя в руку и понятия не имеешь, каким голосом тебе ответят. Да, так легче: идем по схеме, заданной западными актерами. Но заочный формат порой оборачивается накладками, когда акцент делается не на то слово или фразу. Приходится записывать заново.

- Откуда у вас страсть к мюзиклам?

- Всегда любил музыкальный театр. После университета и мастерской Бондарчука работал в Театре-студии киноактера, где в сопровождении оркестра шли настоящие музыкальные спектакли: «Тень» по сказке Шварца, «Дурочка» Лопе де Веги и другие. С «Литургией оглашенных» Алексея Рыбникова побывал на гастролях в Америке. Окончательно «заболел», увидев самый знаменитый мюзикл всех времен и народов – «Отверженные». В России он демонстрировался при пустых залах. В Лондоне же «Отверженные» 28-й сезон (!) ежедневно собирают аншлаг, несмотря на дороговизну билетов.

- Будь ваша воля, по какому произведению поставили бы мюзикл?

- Мы и поставили то, что хотели, – «Норд-Ост» по «Двум капитанам» Каверина. Изначально намеревались сделать «Отверженных» на русском языке, связались с английскими продюсерами и правообладателями, начали работу, но кризис 1998 года перечеркнул планы.

Формула счастья

- Сосчитать все ваши сегодняшние проекты – задача сложная.

- Во-первых, выступаю один под гитару. Во-вторых, «Волшебные люди»: Таня Ларина (флейта), Саша Родовский (гитара), Толя Кожаев (контарабас) и я. В-третьих, «Второе дыхание» – своеобразная реинкарнация «Песен нашего века».

- Можно подробнее?

- Пятнадцать лет существует проект «Песни нашего века», популярный и до сих пор востребованный. Недостаток один – кому из нас за 50, а кому и за 60. Не иначе как «Пенсии нашего века». Молодые же хотят видеть на сцене сверстников, вот и возникла идея собрать детей тех людей, которые знают об авторской песне не понаслышке. «Второе дыхание» – это уже упомянутый Юрий Лобиков, сын Галины Хомчик Алексей, моя дочь Маша и я. Не ограничиваемся бардовскими рамками, играем хорошую музыку от Таривердиева до Элтона Джона, от Гладкова до Никитиных.
- Считаем дальше.
- В-четвертых, наша с мультиинструменталистом Тимуром Ведерниковым программа «Люди в белом», которую хотим возобновить. В-пятых, совместный с Ириной Богушевской проект «Утро карнавала» – переводы на русский язык бразильской босановы. В-шестых, сотрудничество с оркестром «Фонограф». В-седьмых, по весне, после гастролей в Германии и Америке, надеюсь завершить давно начатую кантату-ораторию. Кроме того, пишу тексты для мюзиклов: в прошлом году вышли «Звуки музыки» и «Русалочка», этой осенью – ледовое шоу «Волшебник страны Оз».
- Этих дел хватило бы на несколько жизней.
- Мне близка формула перманентного счастья от Вячеслава Полунина. Раз в два-три года, говорит он, сажусь я на мостик, опускаю ноги в воду, болтаю ими и спрашиваю, куда этими ножками шел, куда пришел и куда идти теперь. Когда достигаешь успеха, нужно все бросать и начинать заново. Отказаться от найденного ради дальнейших поисков и есть счастье. В противном случае ты станешь рабом того, что нашел.

- Неугомонность – ваше определяющее качество?

- Посмотрите на Георгия Васильева. Сотрудник института градостроительства. Советник первого мэра Москвы. Президент Московской товарной биржи. Президент инвестиционной компании. Председатель совета директоров «Вымпелкома», фактически создатель мобильной связи в стране. Автор, продюсер и режиссер мюзикла «Норд-Ост». Сейчас продюсирует мультики, сериал «Фиксики» с 2 млн просмотров на Youtube ежедневно – его детище. Тоже пишет мюзиклы, правда, кардинально иной направленности по сравнению с моими. Не удивлюсь, если завтра решит построить автомобильный завод и года за три поднимет автопром страны. Когда этот человек ставит перед собой цель, для него нет ничего невозможного. Очень хочется соответствовать.

- Иващенко и оптимизм – близнецы-братья. Неужели вам никогда не бывает грустно?

- Еще как бывает. Но в последнее время – все реже. Наверное, я настолько часто говорил о победе добра над злом, что и самого себя в этом убедил. (Смеется.) А если серьезно, глупо не верить в то, что все будет хорошо.

Alexey_Ivashchenko_1.jpg12.jpgAV1.jpg

13.01.2014

Возврат к списку